Архитектура старого Бийска

Пусть совокупится более различных вкусов. Пусть в одной и той же улице возвышается и мрачно готическое, и обременённое роскошью украшений восточное, и колоссальное, египетское, и проникнутое стройным размером греческое… Пусть как можно реже дома сливаются в одну ровную, однообразную стену… Гоголь Н. В.
Среди городов и населенных пунктов Алтая значительную историко-художественную ценность представляет Бийск.
ijoiooВ 1834 г. томский архитектор Турский разработал план Бийска на основе принципов классицизма, предусматривающий городскую площадь с административными и общественными зданиями по периметру (полиция, почта, училище, городская дума), который не был реализован, так как не учитывал конкретную ситуацию и рельеф. К середине XIX в. сформировалась торговая площадь между посадами и крепостью. На плане Бийска 1868 г. границы крепости не обозначены. На бывшей крепостной территории указаны каменная Успенская церковь, военный лазарет, земской и окружной суды, казначейство; за чертой города отмечены кожевенный и кирпичный заводы. План предполагал развитие города за счет северных окраин и дальнейшее формирование торговой площади. Таким образом в пореформенный период сложилась система площадей и улиц Бийска.
Со второй половины XIX в. Бийск становится крупным торговым центром, связывающим Россию с Монголией и Китаем. В 1897 г. из 17 тысяч человек 692 жителя Бийска занимались торговлей. Только по продаже мануфактурных (текстильных) и галантерейных товаров в городе было 17 торговых домов с оборотом в 1,6 млн руб.22, всего в Бийске в 1899 г. существовало 219 торговых заведений. Все это и определило характер архитектурного облика города, основанного в 1709-1716 гг. как Бийская крепость и не получившего развития в период классицизма.
С середины XIX в. бийские площади и улицы начинают застраиваться прежде всего торговыми домами и магазинами в архитектурных образах которых бурно проявляется эклектика. Все причуды этого архитектурного направления ярче всего зазвучали в кирпичном строительстве фасадов торговых зданий, а Успенская (ныне советская) улица становится настоящим парадом эклектики. Примером ранней эклектики в Бийске служит торговый дом купца Гилева (ул. Советская, 4), построенный в 1860 г.
Это двухэтажное кирпичное, квадратное в плане здание, сочетавшее функции магазина, конторы, жилых помещений. Главным фасадом оно обращено к бывшей торговой площади. Фланги уличных фасадов выделены легкими ризалитами с фронтонами, в сдержанном декоре - лопатки, филенки, межэтажный карниз, аркатурный поясок; утрачены ажурный металлический парапет, на южном фасаде - балкон.
Большая часть каменных торговых домов, магазинов, пассажей возведена в Бийске в конце XIX - начале XX в.
jioijХарактерным образцом торгового здания является магазин Г. Игнатьева (ул. Советская, 4а), построенный к 1914 г. в единой фасадной застройке с торговым домом Гилева.
Двухэтажное кирпичное, Г-образное в плане здание декорировано только со стороны главного фасада, в центре которого расположен вход в торговый зал. Центральная ось фасада со входом выделена лопатками, высоким аттиком с волютами и башенкой со шпилем, фасад расчленен на два яруса профилированным поясом с нишками и сухариками.
Над широкими прямоугольными проемами витрин первого этажа расположены парные арочные окна конторских помещений. Витрины обрамлены плоскими наличниками с треугольными сандриками. Наиболее выразительное убранство фасада составляют завершения верхних окон с филенчатыми сандриками и «кистями» по сторонам проемов. Фасад венчает наборный карниз с небольшими арочками и консолями. Жилые комнаты с окнами во двор находились в северо-западной части второго этажа. Декор уличного фасада представляет собой стилизацию элементов барокко и русского стиля.
Своеобразным зданием, совмещающим функции магазина и купеческого особняка, является торговый дом купца-миллионера М.С. Сычева (ул. Советская, 3). Оно строилось в течение 1880 -1910 гг. на усадебном участке, приобретенном у городских властей в 1878 г.. Кирпичное оштукатуренное двухэтажное с мансардой, почти квадратное в плане здание возведено в формах эклектики, стилизованных в духе классической архитектуры.
В композиции главного фасада центральная часть выделена лопатками и завершена мансардой с небольшим щипцовым фронтоном. Углы основного объема, как и мансарды, также закреплены лопатками, увенчанными над широким карнизом тумбами и пинаклями. Межэтажное членение подчеркнуто профилированным поясом. Окна - лучковые в первом этаже и арочные во втором - заглублены попарно в прямоугольные филенки и отмечены замковыми камнями, поясками импостов и подоконными нишами.
Фасад главной мансарды несет усложненные формы декора с криволинейными филенками в обрамлении окон, в тимпане щипцового фронтона помещено овальное окно с лепным наличником. Дворовые фасады декорированы скромнее. В интерьере жилых комнат сохранились лепные плафоны.
Десятки торговых домов и магазинов сосредоточены в историческом центре Бийска на улицах Советская, Л. Толстого, Кирова и других, выходящих к старой базарной площади. В 1881 г. построен дом купца Рождественского (ул. Советская, 6), на первом этаже которого находился магазин с двумя обширными торговыми залами общей протяженностью около 80 кв. м25.
Главные фасады этого двухэтажного, сложенного из красного кирпича здания содержат мотивы барокко и других исторических стилей.
Крупнейшими постройкой Бийска капиталистического периода (1904-1907 гг.) стали пассажы Второва и Фирсова (ул. Л. Толстого, 144, 146). Протяженность их фасадов по улице Толстого более 100 м, по улице Кирова - более 30 м. Здания возведены в формах эклектики с элементами модерна.
Огромные окна - лейтмотив оформления фасадов. Особенно характерны для модерна окно сложной конфигурации на срезанном углу пассажа Фирсова, где размещается вход, вычурные карнизы, фигурные завершения углов строения, живописность и зрелищность его фасадов.
Богатством пластического декора характеризуются дом Осипова 1898 г. (ул. Ленина, 115). Здание поражают обилием и разнообразием эклектичных форм: мотивы бегунца, городков, зубчики, филенки, лопатки, сандрики, аркатурные фризы, ниши и нишки, фигурные аттики и фронтоны, руст - все присутствует в фасадном декоре.
Бийск - город, в котором сохранились здания в стиле модерн или с элементами модерна. Ценным памятником архитектуры модерна является усадьба купца Н.И. Ассанова (ул. Ленина, 134). Площадь усадьбы близка по форме к квадрату. В ее юго-западной части находится особняк, в северо-восточной - конюшня с хозяйственным двором, в северо-западной - в центре сад с беседкой. Главный дом (особняк) формирует часть границы усадьбы на пересечении улицы Ленина и переулка III Интернационала.
Далее граница продолжена по переулку III Интернационала воротами и кирпичной оштукатуренной оградой, а по улицам Ленина и Куйбышева - оградой на кирпичном фундаменте с оштукатуренными тумбами. Между тумбами находится металлическая ажурная решетка в формах стиля модерн.
Эта усадьба - архитектурная доминанта всей окружающей застройки. Для убранства особняка, ограды и садовой беседки характерны барельефы вазонов, легкий фриз из заглубленных полос на уровне импостов окон верхнего этажа, декоративные прорезные арки. Наиболее интересна композиция главного фасада особняка, средняя часть которого выделена оригинальным портиком с декоративным балконом на двух массивных пилонах. На уровне первого этажа ему вторят ризалиты с такими же балконами, продолженные выше меньшими выступами фасада с крупными мансардными аттиками. Выразительность аттиков усиливают широкие полуциркульные трехчастные проемы с небольшими балконами по центру. Левый ризалит с широким проемом-лоджией служит преддверием главного входа, фланкированного ныне утраченными литыми, декоративными фигурами грифонов. Все элементы усадьбы выдержаны в стилевом единстве.
Общественные здания часто строились на средства купцов и предпринимателей. Настоящим меценатом можно назвать А.Д. Васенева, собравшего коллекцию предметов ламаистского культа и подарившего ее в 1908 г. Томскому университету.
В 1860 г. в Бийске открылась первая приходская школа для мальчиков, а через год - Владимирская женская приходская школа. В 80-е годы XIX в. - форштадтское училище, Николаевская приходская школа и женская прогимназия, катехизаторское училище. В 90-х годах церковноприходские школы основали купцы А.В. Соколов, А.Ф. Морозов, М.С. Сычев, Я.А. Сахаров. Сначала это были деревянные строения, впоследствии на средства купцов-благотворителей были выстроены каменные здания. Николаевская женская гимназия и приходское училище им. А.С. Пушкина, расположенные в исторической части города, являются памятниками архитектуры.
В 1914 г. в Бийске по проекту гражданского инженера И.Ф. Носовича началось строительство Народного дома, который стал архитектурной доминантой в окружающей застройке. Возводился он преимущественно на средства купца первой гильдии П.А. Копылова. 23 ноября 1916 г. состоялось открытие этого своеобразного театра и клуба.
Народный дом расположен на пересечении Советской и Почтовой, закрепляя угол квартала и доминируя в застройке улиц. Крупный объем здания на цокольном этаже развит вдоль улицы Почтовой и обращен главным фасадом в сторону Советской. Центральная часть его выделена возвышением сценической коробки и зрительного зала. Крыша скатная, железная. Живописную асимметрию композиции придает выделение срезанного при пересечении улиц угла с отдельным щипцовым завершением, а также расположенного рядом лестничного блока с башнеобразной надстройкой с фронтоном и несколько тяжеловатой ротондой со шпилем на чешуйчатом куполе.
В то же время центральная часть главного фасада акцентирована крупной трехчастной композицией театрального подъезда с рустованными пилястрами в простенках трех входов и аттиковым завершением, увенчанным высокими тумбами. Входные проемы завершаются над плоским козырьком подъезда широкими арочными окнами парадной лестницы. Выше помещены тройные арки окон аванзала. Композицию завершает по средней оси тройное палладианское окно с колонками импостов и крупным замковым камнем.
Этому живописному движению объемов, усиленному «сталактитовым» завершением лопаток в простенках и на углах, противостоит более упорядочный ритм фасада по Почтовой улице. Его боковые части акцентированы ризалитами, из которых большой включает лестничный блок с отдельным входом. Прямоугольным окнам первого этажа средней части фасада соответствуют спаренные проемы с лучковыми перемычками второго этажа. Убранство дополняют широкие свесы подоконников.
лестница главного входа ведет в небольшой вестибюль. Пространство фойе свободно связано рядом проемов со зрительным залом. Архитектура здания эклектична. Использованы мотивы модерна с готической стилизацией.
Народный дом расширяет палитру бийского ассоциативного культурного ландшафта. На сцене Народного дома выступали многие мастера искусств, среди них Н. Плевицкая, труппа В. Горденина, с 1943 г. в здании находится Бийский городской драматический театр. В годы Великой Отечественной войны здесь выступали актеры московского театра имени Ленсовета И.Ю. Шлепянов, Е.Я. Лишанский, в разные годы выступали звезды российской эстрады Л. Утесов, А. Райкин, сестры Федоровы. Ныне здесь, на втором этаже, находится портретная галерея выдающихся горожан, знаменитых бийчан, чья деятельность способствовала культурному развитию Бийска. Народный дом является доминантой застройки улицы Советской, самой профессиональной нотой ее эклектики.
С развитием капитализма связано появление в Бийске в 1904 г. отделений Сибирского торгового и Русско-китайского банков. Строительство здания финансировали купцы, а денежные средства банки направляли преимущественно в торговлю.
В Бийске было много церквей и часовен. Иногда заказчиками их строительства выступали купцы. Так, в 1890-х годах больницу и церковь построил А.В. Соколов. Наиболее значительными из культовых построек стали Троицкий и Успенский (ныне действующий) соборы, расположенные в исторической части города.
Если возвращаться к началу Советской улицы, то миновав здания, о которых мы уже вспомнили, и пройдя общественное городское собрание (ул. Советская, 21а, 1882 г.),
мы увидим Успенский собор - памятник культового каменного зодчества в формах русского стиля. Он доминирует в окружающей застройке, имеет градостроительное значение, формируя силуэт города. Здание собора облагораживает и насыщает особой духовностью не только начало улицы Советской, но и весь бийский ландшафт.
кафедральный собор"
Прогулка по Советской улице позволила нам уловить яркий узор связей, ассоциаций и смыслов архитектурно-исторического пространства старинного города Бийска. Это пространство является результатом косвенного и непосредственного восприятия ландшафта, в который погружен город, восприятия городской истории, истории горожан. Архитектура является выразителем внешних и внутренних пространственных связей, культурно-исторических ассоциаций, преемственности и духовных смыслов своей территории, то есть пространственной памятью села, города, страны. Пространственная память Бийска - фактор сохранения культурного и художественного своеобразия места, где родился и стоит этот город.