Навигатор
Российские города
Авторизация
Счётчик
Неповторимая архитектура Санкт-Петербурга
Замечательная особенность архитектуры города - стремление к ансамблевой застройке. Благодаря продуманности строительства, гармоничному сочетанию разных архитектурных стилей, преемственности опыта и возник этот город на Неве, который вызывает неизменное восхищение всех людей, которые имели счастье здесь побывать.
Архитектурные ансамбли Петербурга
Заслуга создания городской площади (пл. Островского) между Публичной библиотекой и Аничковым дворцом принадлежит К. И. Росси. Позже по его же проекту был сооружен Александринский театр. Проезд от театра к Чернышову мосту был застроен зданиями, гармонирующими с ним по архитектуре. Одновременно была построена и Чернышова площадь. Ансамбль из двух площадей, Театральной улицы и трех садов (сквер Ломоносова, сад Аничкова дворца, сквер перед театром) стал большим достижением российского градостроительства.
Подлинным шедевром архитектуры является ансамбль Елагина острова. Его центр – служебные корпуса и парковые павильоны дворца Елагина. Лучшим садовым мастером XIX века (Д. Бушем) на острове был создан пейзажный парк. А взаимодействие мастера с архитектором Росси позволило сделать единое целое из дворцовых построек и окружающего пейзажа. В 1926 году западную стрелку острова украсили изваяниями львов (проект Л.А.Ильина).
Архитектурный ансамбль Марсова поля образовался из Михайловского, Летнего и партерного садов, включающих выдающиеся памятники зодчества.
Еще одно детище К.И. Росси – Площадь Искусств. Михайловский дворец (Русский Музей) – ее композиционный центр, который отделяется от площади чугунной оградой. Неотъемлемая часть композиции – Михайловская улица, связавшая площадь с Невским проспектом.
К единым архитектурным ансамблям относится и Исаакиевская площадь. Сейчас это административный центр города.
Три центральные площади (Исаакиевская, Сенатская, Дворцовая) создали свой гармоничный ансамбль. Это стало возможно благодаря творческим усилиям не одного поколения русских зодчих.
Архитектурные стили в Санкт-Петербурге
Здания в городе построены в различных архитектурных стилях (их около 15). Основные из них – барокко (его разновидности – петровское и елизаветинское), классицизм, ампир, эклектика, модерн, конструктивизм.
Петровское барокко (1703-1740)
Здания этого стиля отличались простой прямоугольной формой без вычурных украшений, а кровли завершались шпилями.
Елизаветинское барокко (1740-1760)
Этот период характерен возведением крупных соборов, дворцов, усадеб. Эти строения отличались декоративным убранством и живописностью. В интерьерах использовались резные и лепные украшения, зеркала, узорчатый паркет, потолки украшались красивыми плафонами. В церковной архитектуре применялись русские традиционные убранства, иконостасы украшались золотом и резьбой. В этом стиле построены здания Аничкова дворца, Строгановского и Воронцовского дворцов, Смольного собора, Зимнего дворца, Александро-Невской лавры.
Классицизм (1760-1780)
Основные черты стиля – монументальность и сдержанность (мраморный дворец архитектора Ринальди).
С 1780 года здания стали строится в четком соответствии с классическими канонами, а стиль начал называться строгим классицизмом (Таврический дворец).
К концу века классицизм испытал влияние средневековой готики и начал называться романтическим (Чесменский дворец) или павловским.
В период 1800-1812 годов большое влияние на архитектуру оказали мастера из Западной Европы, приглашенные Александром I. Так возникает александровский классицизм, характерный простотой и строгостью линий, а также своей монументальностью (Горный институт, Казанский собор, Адмиралтейство)
Русский ампир(1812-1830)
Симметричность и торжественность зданий этого периода сочеталась с украшением военной символикой (доспехи, лавровые венки). Главные мастера этой эпохи - К. И. Росси и В. П. Стасов. А наиболее известные сооружения – здания Главного штаба, Сената и Синода, Михайловского дворца, Александринского театра. К этому же стилю относят и знаменитый Исаакиевский собор (архитектор О. Монферран), построенный несколько позже.
Жемчужиной неорусского стиля стал Храм Спаса на крови.
В конце 18 века возникает стиль русский модерн. Для него характерно украшение фасадов мозаикой и витражами (особняк Кшесинской).
Кроме традиционных направлений в архитектуре города широко используются египетские мотивы (фигуры сфинксов).
Оригинальной частью архитектуры Питера стали уличные часы. Среди них как механические, так и их электронные аналоги.
Примерно 7% городской площади составляют водные магистрали. Реки (Нева, Фонтанка) и каналы (Обводный, Грибоедова, Морской) стали частью архитектуры Петербурга.
Душой города являются его памятники. Они очень разнообразны и посвящены великим историческим деятелям (памятники Петру Первому, Екатерине Второй, Пушкину, Грибоедову, Тургеневу, Александру Невскому, Собчаку), значимым историческим событиям, литературным героям (Муму, чижику-пыжику, носу майора Ковалева, коту ученому).
Промышленная застройка города и типовые жилищные постройки советского времени несколько нарушили сложившийся стиль города, но не смогли уничтожить его особое лицо.
Город на Неве станет родным для каждого, кто был у него в гостях и оставит неизгладимый след в душе!