Навигатор




Авторизация



Счётчик




Архитектура Иркутска

Основой реконструкции центра Иркутска стал проект детальной планировки, разработанный ЦНИИП градостроительства, для которого Иркутск уже не первый год служит своеобразным полигоном, где применяются последние достижения градостроительной науки и практики. В проекте последовательно реализуется идея решения архитектурно-пространственной композиции центра с учетом застройки берегов реки. Проектировщики стремились подчеркнуть преемственность новой планировки, сохранить характерный человечный масштаб города.

irkutsk3По проекту центр, развиваясь, выходит на три холма, амфитеатром спускающихся к Ангаре в районе Островов юности. В самом сердце Иркутска образуются три крупных комплекса: культурный, административный и туристский центры, связанные единой пешеходной системой. Вдоль главной оси нового центра ул.Третьей Советской — разместятся многоуровневая торговая улица, а также комплексы экспериментальных жилых домов повышенной этажности. Городской парк предполагается связать системой бульваров с зоной отдыха на Островах юности.

Для обеспечения выразительности силуэта застройки намечается возвести в наиболее ответственных в градостроительном отношении точках города высотные здания. Функциональные зоны центра будут пространственно развиваться за счет интенсивного использования территорий прилегающих кварталов. Это даст возможность перейти от локального формирования функциональных узлов центра к более широкой пространственной организации.

К сожалению, при частичной реконструкции главной площади города не обошлось без досадных просчетов. Нельзя было допускать здесь строительства возле архитектурных памятников безликих, чуждых окружающей застройке хлебозавода, административного корпуса, столовой, жилого дома, взыскательнее подойти к архитектурному образу сооружаемого административного здания.

Отсутствие гармоничного единства между старым и новым — налицо. Но уже видны результаты творческого поиска градостроительных решений. Они сказываются в новом качественном уровне создаваемых комплексов сооружений, имеющих большое социальное и градоформирующее значение. В качестве примера можно назвать строящийся культурный центр города, являющийся важным элементом системы городского центра и объединяющий музыкальный театр, библиотеку, информационный центр, Дворец гражданских обрядов. Однако при полной поддержке идеи создания подобного комплексного центра нельзя не отметить недостаточное функциональное и архитектурно-композиционное единство отдельных его сооружений, их разнохарактерность.

В городе завершается формирование пл.Конституции, в застройку которой и живописный ландшафт участка органично вписан заканчиваемый строительством Дворец культуры профсоюзов. Широкие лестницы, подходы, раскрытые на магистраль придают этому комплексу демократичный, доступный характер.

Разительным контрастом старинным торговым рядам Иркутска, его традиционным встроенным в первые этажи домов магазинам, когда-то купеческим лавкам, предстает созданный на рыночной площади крупнейший в Сибири торговый центр с универмагом, рестораном, универсамом. И что интересно: работает универмаг, вмещающий тысячи посетителей, рядом функционирует рынок и, словно московский Столешников переулок, переполнены подходящие сюда старинные торговые пешеходные улочки с малоэтажной застройкой. Чтобы сберечь колорит, самобытность архитекторы приняли решение — не уничтожать торговые ряды, перекрыть их от непогоды, организовав своеобразный пассаж, переходящий в современный торговый комплекс.

Совершенно очевидно, что целесообразна концентрация архитектурно-выразительных объектов, намеченных к строительству в разных районах города, в подцентры общественного обслуживания общегородского значения — в комплексы культуры и искусства, спорта и отдыха, науки и высшего образования, торговли и т.п. Тогда будет можно в течение пяти-шести лет создать вместо разрозненных сооружений законченные общегородские ансамбли. Видимо, такой подход полезен и при формировании центров районов.

Особого внимания требует к себе проблема проектирования и строительства архитектуры общественных зданий как типовых, так и индивидуальных.
В последние годы в Новосибирске, Томске, Иркутске построено много значительных общественных зданий. Среди них можно назвать речной вокзал, комплекс издательства «Сибирь», Дом быта, Научно-техническую библиотеку, гостиницу «Интурист» в Новосибирске, драматический театр, Дворец спорта, гостиницу «Томск», универмаг в Томске, торговый центр, гостиницу «Интурист», Дворец спорта в Иркутске и ряд других. Много общественных зданий здесь находится в процессе проектирования и строительства.

Однако уровень архитектуры значительного числа общественных зданий в этих городах, их градостроительное качество нельзя назвать достаточно высокими. Не изжиты схематизм, незавершенность решений внешнего облика и интерьеров типовых общественных зданий, а местные организации при применении типовых проектов не уделяют достаточного внимания индивидуализации архитектуры зданий, не используют, в частности, данные им права изменять фасады. Вот и кочуют из города в город скучные здания универсамов — как в Новосибирске, Дворцов спорта — как в Томске, гостиниц — как в Иркутске.

При индивидуальном же проектировании крупных общественных зданий нередко допускается недооценка или явное пренебрежение градостроительными условиями размещения объектов. Примеры: упоминавшиеся выше застройка площади Кирова в Иркутске и размещение Дворца спорта, речного вокзала — в Новосибирске, а также неудачное размещение Нового драматического театра в Томске, обращенного грубой по своим формам сценической частью к главной магистрали, архитектура торгового центра в Иркутске, противоречащая исторически сложившейся окружающей застройке и др.
В последнее время, словно поветрие, на большинстве фасадов крупных общественных сооружений появился «частокол» лопаток, обезличивающих здания, лишающих их монументальности, придающих им однообразный, скучный вид, подчас не соответствующий их содержанию.
Словно близнецы, смотрятся Дворец спорта в Томске, Дворец культуры им.Чкалова, Научно-техническая библиотека, полиграфический комбинат — в Новосибирске, торговый центр — в Иркутске.

В противоположность им со всех новых гостиниц, словно волна, «смыла» все элементы какого-либо оформления. И стоят скучные, неуютные, аскетичные объемы гостиниц «Интурист» в Новосибирске и Иркутске, городских гостиниц «Ангара» — в Иркутске и «Томск» — в Томске.

Нельзя отрицать удобную внутреннюю функциональную организацию многих из вышеуказанных зданий, современные конструктивные решения, интересные интерьеры. В гостинице «Интурист» в Иркутске интерьеры выполнены буквально на уровне мировых стандартов. Кстати, иркутские строители великолепно отделывают интерьеры общественных зданий и у них многие могут этому поучиться.

И в то же время не всегда облик здания, его внутреннее содержание тесно взаимосвязаны. Например, глядя на тяжелый грузный фасад Дворца спорта в Иркутске, не верится, что внутри его находится великолепный, просторный трансформирующийся зал, перекрытый уникальной современной конструкцией.


www.vspomnileto.ru